В ночь на 31 мая 1941 года юный коммунист-подпольщик Глезос, несмотря на усиленную охрану, сорвал нацистский флаг с Акрополя, что стало сигналом к греческому Сопротивлению, к народному восстанию против немецких оккупантов. Шарль де Голль назвал его "первым партизаном Второй мировой войны". Гитлеровцы заочно приговорили его к смертной казни, в марте 42-го арестовали, пытали. Затем он болел туберкулёзом, совершал побег, плакал на могиле расстрелянного фрицами младшего брата, готовил взрыв с помощью динамита штаб-квартиры британского командования в Афинах, пережил десяток покушений, редактировал газету Компартии Греции, снова сидел и ждал смертной казни, избирался депутатом парламента, награждался Международной премией журналистики, снова сидел (по обвинению в шпионаже в пользу СССР), появлялся на советской почтовой марке, награждался "Золотой медалью мира" им. Жолио-Кюри Всемирного Совета Мира, самостоятельно учил в тюрьме русский язык, снова избирался, награждался Международной Ленинской премией "За укрепление дружбы между народами", снова сидел, снова и снова избирался, многократно посещал СССР и гулял по Красной площади, возглавлял Единую демократическую левую партию (ЭДА), избирался депутатом Европарламента и добровольно отказывался от депутатских полномочий, был председателем местного совета городка Апиранфос на родном острове Наксос, где внедрял собственную модель общества справедливости, народовластия и национальных традиций (в числе прочего заменил исполнительную власть всенародным вече, открыл университет, метеостанцию, геологический и археологический музеи, музеи естественной истории и народного искусства, собственноручно разработал и внедрил систему для предотвращения наводнений, борьбы с эрозией и сохранения подземных вод), снова избирался в греческий парламент - на этот раз во главе списка партии Синаспизмос, основал и возглавляет своё движение левопатриотического толка, входящее в СИРИЗУ, снова дрался за идею и пребывал под арестом (в восьмидесятидевятилетнем возрасте!), снова избирался депутатом Европарламента и снова добровольно отказывался от депутатских полномочий (уже в нынешнем июле)...
Попутно нашёл время для написания 25 научно-популярных и др. книг, является почётным членом Греческого геологического общества и Геотехнической палаты Греции, почётным доктором Афинского национального технического университета, Университета имени Аристотеля в Салониках и Патрского университета, Школы философии Афинского национального университета имени Каподистрии.
Это жизнь под названием Песня (с).
Советский д/ф "Манолис Глезос - сын Эллады" (1963)
И вот 92-летний герой (которого люди старшего возраста у нас помнят по кампаниям солидарности и считали давно почившим) начинает последний и решительный бой.
Манолис Глезос решительно выступил против соглашательских манёвров Ципраса. Цель ясная, - заявил он, - подчинение кредиторам и олигархам. Обладающий огромным авторитетом Глезос призвал "мобилизоваться в единое народное движение сопротивления, чтобы предотвратить разрушение страны".
Из интервью российскому журналисту (август 2014):
— Как вас лучше называть — господин или товарищ Глезос?
— Попробуйте угадать.
— Товарищ Глезос.
— Отлично! Теперь продолжайте.
— Хорошо. Я вот что хочу спросить... как вы думаете, насколько санкции, которые ввела Россия против товаров ЕС, повредят сельскому хозяйству Греции?
— Прежде всего, я заявляю — Россия имела право на подобные санкции. Я абсолютно оправдываю русских: такие действия необходимы в борьбе с давлением Запада. Однако... видите ли, фрукты и овощи в Греции производят маленькие товарищества, простые фермеры, мелкие предприниматели — эти крестьяне всегда были на стороне России. Так вот, я через вашу газету хочу обратиться к президенту Путину, чтобы он знал — в Греции от санкций страдают люди, которые искренне любят Россию. Это не Польша с Прибалтикой, где русских терпеть не могут.
...В чём нынешняя проблема? В древнегреческой мифологии было одноглазое существо — циклоп. И Европа смотрит на Россию именно как циклоп — одним взглядом, сугубо в одной плоскости. Она не пытается понять русских, взглянуть на ситуацию обоими глазами. Не нужно позволять некоторым государствам ЕС распоряжаться от имени всех европейцев, превращать Европу в американскую марионетку.
...Давайте уж откровенно — без России европейские дела вообще делаться не должны! Все наши проблемы, экономические и политические, происходят по той причине, что на ЕС открыто давят из Вашингтона: особенно по вопросу Украины.— Кстати, как вы относитесь к войне на Украине?
— Эта кровавая бойня — плод извращённой политики НАТО, ЕС и США. Для переворота на Украине использовали откровенно фашистские силы, тут у меня не существует никаких сомнений. Правительство было свергнуто при помощи ультраправых и нацистов... я откровенно считаю — всё, что случилось в Киеве, это и есть настоящее лицо фашизма.
— О, Евросоюз вряд ли согласится с вашим мнением.
— Ну, ещё бы. Руководство ЕС фактически организовало резню между братскими славянскими народами. В 1945 году большие державы решили, что больше не будут сражаться между собой, а стравят другие народы воевать за свои интересы. И, увы, пока это у них успешно получается. У нас нет колониальной системы, но её заменила экономическая зависимость одних стран от других. В 1943 году Геббельс написал статью в газете «Дас Райх», где указал, что «в 2000 году в Европе будут править арийская культура и цивилизация». Насчёт цивилизации он промахнулся: но то, что немецкая экономика оккупировала Европу, — факт. США же помогли разжечь огонь на Украине.
— Сразу видно, что Америка вам не нравится.
— И есть за что. Американцы стараются выкручивать Европе руки, и многие по непонятной причине воспринимают их действия как должное. Греческие политики начали «просыпаться», только когда русские перестали покупать наши персики. Самое забавное, спросишь европейца — хочешь, чтобы решения принимали за тебя? Он сразу ответит «нет». И почему же тогда мы позволяем США так поступать? Люди в Европе должны постигать всё своим умом. Уверен, со временем греческий народ сам начнёт устанавливать отношения с Россией, а не подчиняться указам Брюсселя и Вашингтона.
— По поводу поступка, сделавшего вас знаменитым... я понимаю, вы уже отвечали тысячу раз, но расскажите — как удалось сорвать нацистский флаг на Акрополе?
— Я не буду изображать героя. Если кто-то вам скажет: вот, я ничего не боюсь — он врёт. Главное — победить свой страх. Нам помогла злость и обида. Гитлер 30 мая 41-го выступал в рейхстаге и сказал — немцы победили врага на Крите, Европа принадлежит нам. И тогда мы с другом решили — если ты так думаешь, сукин сын, мы тебе покажем... Не готовились ни к чему, просто влезли на Акрополь и сорвали флаг к чёрту.
— А что вы с ним потом сделали?
— Разрезали на куски, он огромный такой был, шёлковый... Часть отнесли в пещеру, а часть... время военное, ткань дефицитная: а женщинам нашим тоже надо одеваться.
— То есть, я так понимаю, флаг Гитлера пошёл на лифчики?
— (смеётся) Я вам этого не говорил. Давайте спишем на трудности перевода.
— Из вашей официальной биографии я знаю, что вы выучили в тюрьме русский язык, но сейчас мы говорим через переводчика. Это неверные сведения?
— (переходит на русский) Я хочу говорить, но не могу. Да, правда, я сам выучил русский язык в тюрьме, без учителя. Знаете, я считаю, что русский — это другой вид древнегреческого, и он стоит на более развитом уровне, чем другие языки. В камере я занимался русским скрытно — чуть что, прятал учебник под кровать от охраны. (переходит на греческий) После я много раз приезжал в СССР, и у меня всегда был переводчик, а отсутствие практики в языке — плохо...